Главная \ Статьи \ Лицо делового человека

Лицо делового человека

 

Наверное, с вами такое тоже случалось: вас знакомят с важным для вас человеком, тот протягивает руку, называет себя... а вы, ответив "очень приятно!" вдруг напрочь забываете только что сказанные вам имя-отчество! Очень неудобно. Подметив эту особенность, человечество изобрело визитные карточки, которые принято вручать собеседнику при знакомстве. 

Впервые, если верить историкам, они появились в Китае примерно в III веке. Китайским чиновникам специальным указом вменялось в обязанность иметь визитные карточки на красной официальной бумаге. Эти карточки могли поучить многих наших современников сдержанности и эстетичности в оформлении. Никаких лишних и неуместных сведений: имя, фамилия, должность. В XVI-XVII веках визитками уже пользовались горожане Венеции и Флоренции. Первая печатная визитная карточка обнаружена в Германии и относится к 1786 году. 

В России визитными карточками стали пользоваться в конце XVIII - начале XIX века. Широкое распространение они получили во времена царствования Екатерины II - императрица очень любила изящные нововведения в области этикета. На карточке И.И. Бецкого, президента Имперской академии художеств, красовался амур в облаках, держащий ленту над овальным, обрамленным веткой лавра щитом. На поле щита можно было написать несколько строк для того, кому визитка предназначалась. Иной раз художник ограничивался простой орнаментной рамочкой с местом для письма - именно такой способ оформления использован на визитной карточке Д.И. Фонвизина. Визитные карточки А.В. Суворова были украшены сценами из охотничьей жизни. Часто в качестве визитных карточек использовались изящные маленькие гравюры, прямо на которых писали фамилию. В середине XIX века, в период становления буржуазии, оформление карточек существенно меняется. Визитка приобретает более лаконичный дизайн, исчезают замысловатые излишества в оформлении, на первый план выступает красота шрифтов. Орнамент служит только как дополнение к шрифтовой композиции. У знаменитого русского художника Ивана Билибина визитка совершенной простоты: на кремовом поле изящным курсивом начертаны имя, отчество и фамилия владельца. 

Постепенно вырабатываются правила оформления визиток. На визитной карточке указываются сначала имя и отчество, и только потом фамилия. 

Другой важнейший канон - удобочитаемость. С середины XIX века параллельно с типографским способом изготовления карточек сохраняется и рукописное их оформление. При заполнении специальных заготовок для визитных карточек, или, как их еще называли в те времена, "билетов", пользовались орешниковыми чернилами. При нанесении на бумагу чернила приобретали благородный бронзовый цвет. Позднее, на рубеже XIX и ХХ веков, дизайн визитки опять усложняется: используются шрифты ручной работы, орнаменты, гравюры с эмблемами (грозди винограда, голубка с письмом в клюве, якорь и т.п.) и даже с портретами владельцев. Дизайном визитных карточек увлекались великие художники Бакст и Бенуа. Появляются специальные конвертики для визиток, пользующиеся большой популярностью. В них визитки рассылались по городам и странам. Для этого на конверт достаточно было наклеить почтовую марку и написать адрес. Общество святой Евгении в Санкт-Петербурге в конце XIX века стало специализироваться на издании большими тиражами заготовок для визитных карточек и миниатюрных конвертов к ним. Указание на визитках адреса владельца становится обязательным элементом ее оформления, однако на дамских визитных карточках его печатать не принято. 

Дамские визитки в целом выглядели изящнее и миниатюрнее. Мужские же, наоборот, часто имели большие размеры и порой достигали формата стандартного почтового конверта. 

Одновременно с визитными карточками создавались всяческие аксессуары к ним. В прихожей всякого почтенного дома обязательно стоял серебряный поднос для визитных карточек, а кое-где - устрашающего вида чучело медведя, держащего такой поднос на вытянутых лапах. Приезжая с визитом, принято было оставлять свою визитку на этом подносе. Если гость не заставал хозяина дома, верхний левый уголок визитки принято было загибать. Для собственных визитниц заводили коробочки: кожаные, серебряные, золотые, фарфоровые, расписные, резные и инкрустированные. Для хранения визитных карточек изготавливали роскошно переплетенные альбомы с прорезями для карточек. Шикарно оформленные визитные карточки стали применять и при организации свадебных, траурных, рождественских и пасхальных церемоний. На Пасху или на Рождество обычно составляли подробные списки знакомых, которых предполагалось поздравить. Их, как правило, у каждого именитого россиянина набиралось более полусотни, а порой и больше. В праздничные дни были обязательны визиты к знакомым и родным. Представьте себе, сколько сил требовалось для этого в фамусовской Москве, где даже четвероюродной тетки деверь считался близким родственником! Поэтому еще в начале XIX века появляется мода на "визитный билет вместо визита": накануне праздника слуги бегали по всему городу, разнося визитные карточки хозяина. Это новшество пришло в Россию из Франции, но при этом обогатилось чисто русской смекалкой: появились секретные биржи по обмену визитками, куда сообразительная прислуга съезжалась в назначенное место и менялась карточками тайно от хозяев. 

Уже в конце XIX века появляются рекламные визитки с указанием названия фирмы, фамилии владельца, адреса, телефона и зачастую коммерческого предложения товара или услуги. Другая сторона карточки использовалась в качестве счета: ее заполняли после продажи товара - наклеивали гербовую марку уплаты налога, ставили печать фирмы и передавали покупателю. 

После 1917 г. выпуск визитных карточек в России резко сошел на нет и возродился сравнительно недавно. 

Об особенностях современных визитных карточек нам рассказала художник-дизайнер, кандидат искусствоведения Светлана Третьякова: 

"Различия между стилями визитных карточек сегодня сводятся к их основному назначению: поразить воображение или передать информацию. Сочетать две эти функции в одной карточке все-таки не удается. 

"Для деловых карточек главное - их информативность, функциональность. Именно такой стиль главенствует на Западе, Недаром английское название визитки - business card - означает "деловая карточка". В фирме, которая заботится о своем имидже, визитные карточки должны быть выдержаны в едином стиле и единой цветовой гамме, но различаться для сотрудников разных уровней по качеству оформления и стоимости. Даже если компания придерживается демократичного стиля отношений между сотрудниками, визитки секретарши и генерального директора все-таки должны различаться качеством бумаги и техникой исполнения".